ИП или ООО: что лучше выбрать для бизнеса

Коротко и понятно о том, в чем отличия между ИП и ООО и как регистрировать

Вопрос о том, что лучше выбрать для своего бизнеса при регистрации — ИП или ООО, всегда актуален. В этой статье наш эксперт Лейля Хасаншина, основатель бухгалтерской компании «Хелп», подробно и доступно рассказала о преимуществах и недостатках каждого варианта.

ИП или ООО: вопросы, которые помогут вам сориентироваться

Для начала мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые подтолкнут к решению — ИП или ООО. При этом вы увидите, как выбор формы ведения бизнеса может повлиять на дальнейшее развитие проекта.

1. Открываете бизнес одна, без партнеров?

— ИП (но ООО также можно открыть одной, об этом ниже).

2. Планируете совместный бизнес?

— ООО.

3. Не готовы платить за регистрацию бизнеса больше 14 000 рублей и не хотите оформлять кучу документов?

— ИП. Открыть ООО стоит как минимум 14 000 рублей.

4. Хотите, чтобы отчетность перед государством была минимальной?

— ИП.

5. У вас нет (или пока нет) возможности делегировать ведение бухгалтерии?

— ИП. У ИП упрощенный учет операций, легко вести учет доходов и расходов самому (если нет сотрудников и небольшие обороты). Для этого достаточно одной-двух консультаций у бухгалтера, которые будут стоить около 1000–2000 рублей. И потом можно обращаться к бухгалтеру только за подготовкой платежек по налогам и деклараций. По ООО же каждый месяц необходимо сдавать отчетность, а делать это самостоятельно сложно.

6. Хотите иметь возможность в любой момент взять деньги из бизнеса на личные расходы?

— ИП.

7. Планируете брать кредиты, привлекать инвестиции?

— ООО.

8. Хотите производить и продавать алкоголь, изготовлять лекарства, устраивать россиян на работу за рубеж, заниматься охранной, авиационной и космической деятельностью?

— ООО.

Для общей картины сделаю акцент на преимуществах и недостатках обеих форм.

Преимущества ИП

1. Низкие административные штрафы.

2. Деньги на расчетном счете застрахованы на сумму 1,4 миллиона рублей. Это означает следующее: если банк, в котором у ИП открыт расчетный счет, лишился лицензии, то ИП вернут его деньги.

3. Можно платить налоги по патентной системе — это одна из самых выгодных и лояльных систем налогообложения.

4. При этом, если деятельность «не пошла», ИП проще закрыть бизнес.

Недостатки ИП

1. Даже когда ИП не ведет деятельность или в бизнесе нет выручки, он обязан платить взносы на пенсионное и медицинское страхование. Делать это нужно ежегодно до 31 декабря.

2. Часть компаний до сих пор не хотят работать с ИП.

3. Отвечает всем своим имуществом по обязательствам своего бизнеса — даже если имущество не участвует в предпринимательской деятельности, даже после закрытия бизнеса и снятия себя с учета в налоговой как ИП.

Это означает, например, что когда у ИП есть долг перед контрагентами и они обратились в суд, то по решению суда взыскание долга происходит даже с личных карт ИП. Такой же порядок работает, если ИП не заплатил налоги.

Схожий порядок действует и для ООО: если компания не заплатила налоги, их могут взыскать за счет личного имущества собственников ООО, но пока это редко встречается на практике.

Преимущества ООО

В целом ООО — это всегда сложнее, чем ИП: больше документов и отчетности в разные инстанции, сложнее зарегистрировать и ликвидировать. Но по некоторым параметрам явные преимущества есть как раз у ООО:

1. Можно вести бизнес с партнерами.

2. ООО привлекательно для инвесторов, банки охотнее выдают кредиты.

3. Проще выйти из бизнеса — свою долю в компании можно продать или переоформить на другого человека (например, супруга).

Недостатки ООО

1. Высокие административные штрафы. Вот несколько примеров:

  • Если не соблюдать правила использования кассового аппарата, на ООО наложат штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей, а на ИП — от 3000 до 4000 рублей.

  • Если выявят незаконных сотрудников (допустим, не заключили с человеком трудовой договор), то штраф за каждого такого сотрудника для ООО составит 100 000 рублей, а для ИП — от 1000 до 5000 рублей.

  • За прием на работу иностранца без квоты или патента ООО могут оштрафовать на 800 000 рублей (это максимальная сумма, ее могут снизить), а ИП — на 50 000 рублей.

2. Расчетный счет не застрахован. Это означает следующее: компания теряет деньги, если банк, где открыт расчетный счет, лишился лицензии. Но в моей практике были случаи, что даже в такой ситуации деньги ООО возращали.

3. Деньги с расчетного счета не получится снять просто так — они принадлежат компании.

Собственник может взять деньги из бизнеса дивидендами (когда есть чистая прибыль) или на основании какого-либо договора. В любом случае с этих сумм надо заплатить 13 % НДФЛ (подоходного налога).

4. Всегда должен быть минимум один работник — это руководитель компании (его должность может называться директор, генеральный директор и т.п.). Эту должность может занимать либо сам учредитель (кто-то из учредителей), либо можно нанять сотрудника. За этим следует, что всегда надо сдавать отчеты по работникам в разные инстанции, даже если компания не ведет деятельность и у нее нулевые показатели. Делать это надо раз в месяц или квартал в зависимости от вида отчета.

5. Необходимо вести полноценный бухгалтерский учет. Сразу после регистрации надо определиться, кто будет это делать. Можно нанять специалиста в штат или на аутсорс или обратиться в компанию, которая оказывает бухгалтерское сопровождение бизнеса. Руководитель компании может вести учет и сам, но есть большая вероятность утонуть в нюансах бухгалтерии или не учесть что-то из многочисленных требований законов к учету и отчетности.

Как регистрировать бизнес, если открываете его одна или с партнером

  • Если открываете бизнес одна, тогда у вас есть 2 варианта: регистрировать ИП или ООО. Здесь уже выбор за вами, взвесьте все перечисленные плюсы и минусы каждого варианта.

  • Если есть партнеры, тогда ваш единственный вариант — ООО.

В случае ООО все основатели становятся владельцами компании. Это позволяет объединить стартовые инвестиции партнеров и разделить ответственность за бизнес между его владельцами.

Статус ИП означает, что вы единственный владелец бизнеса. Вы не создаете компанию, но можете делать все то же, что и организации: вести бизнес под своей торговой маркой, нанимать сотрудников, открывать офлайн-точки, заключать договоры, подписывать документы и так далее.

Важно!

Два или более ИП могут объединиться в совместный проект, но это не будет партнерством. Дело в том, что юридически каждый ИП отвечает за свой бизнес и в общем проекте риски и выгоды можно разделить только на уровне договора, где один ИП выступает как покупатель товаров или услуг у другого ИП.

Обязательные взносы ИП: сколько платить и как считать

Еще раз: обязательные взносы ИП касаются пенсионного и медицинского страхования, даже если не ведется деятельность и нет выручки. Платить надо не позднее 31 декабря.

Суммы взносов устанавливаются правительством и пока они известны на 2018, 2019 и 2020 годы. Однако учитывая практику прошлых лет, взносы на 2019 и 2020 годы, скорее всего, будут пересмотрены.

Если доход ИП за год не превысил 300 000 рублей, то в целом на «пенсию» и «медицину» надо заплатить:

за 2018 год — 32 385 рублей,

за 2019 год — 36 238 рублей,

за 2020 год — 40 874 рубля.

Если доход превысил 300 000 рублей, то с суммы превышения надо заплатить еще 1% на пенсионное страхование. Но установлен максимум по сумме пенсионных взносов за год, больше которого платить не придется:

за 2018 год — 212 360 рублей,

за 2019 год — 234 832 рубля,

за 2020 год — 259 584 рубля.

Эти суммы установлены на полный год, то есть когда ИП уже зарегистрирован на 1 января и вплоть до 31 декабря не снимал себя с регистрации.

Важно!

Если вы зарегистрировали ИП не с начала года или сняли себя с учета в налоговой до окончания года, то взносы считаются пропорционально тому времени, сколько вы были в статусе ИП. Рассчитать сумму взносов в этом случае можно, например, с помощью этого калькулятора.

Так, если вас зарегистрируют 28 августа, то до конца 2018 года вам надо заплатить 11 143,22 рубля при доходе до 300 000 рублей (неважно, доход у вас 0 или 250 000 рублей). А при дате регистрации 22 ноября сумма взносов составит 3 508,38 рублей.

Почему для ИП сложнее привлечь инвестиции и взять кредит

ООО обязаны вести бухгалтерский учет (а ИП — нет), и поэтому им значительно легче привлечь инвестиции или взять кредит в банке. Цель бухучета — тотально зарегистрировать в учете и показать в бухгалтерской отчетности все операции. И в этой отчетности банки и инвесторы видят, чем владеет компания, какие у нее долги, чистая прибыль и как эти показатели менялись за 2 года. Эти данные и помогают им принять решение об инвестициях в ваш бизнес.

Хотя я часто сталкиваюсь с тем, что даже при отсутствии отчетности прибыльность бизнеса оценивают по основным показателям: анализ доходов и расходов, прогноз выручки на ближайший период (обычно год), общая рентабельность бизнеса, наличие постоянных клиентов.

Как зарегистрировать ИП и ООО — сколько денег платить и какие документы оформлять

  • Регистрация ИП обойдется в 800 рублей — это госпошлина, если вы сами заполните и подадите документы в налоговую инспекцию. Она снизится на 30 %, если подадите документы на сайте налоговой инспекции — для этого надо зайти на сайт по учетной записи портала госуслуг и заплатить госпошлину безналичным способом.

Документы нужны следующие: заявление, паспорт и его копия, квитанция об уплате госпошлины.

  • Открыть ООО стоит как минимум 14 000 рублей:

— 4000 рублей составляет госпошлина за регистрацию компании.

— 10 000 рублей (можно и больше) надо внести на расчетный счет вашей компании после ее регистрации. Срок на это — не больше четырех месяцев.

Эти 10 000 рублей называют уставным капиталом, который служит минимальной гарантией того, что компания сможет погасить свои долги. Их можно вносить только деньгами. Свыше этих 10 000 рублей в компанию можно вложить не только деньги, но и другое имущество. Имейте в виду, что стоимость имущества должен подтвердить независимый оценщик — эксперт с такими полномочиями, который занимается частной практикой или работает в компании, которая занимается оценочной деятельностью.

Также вам, скорее всего, придется заплатить банку за открытие расчетного счета компании. Стоить это будет от 0 до 2 500 рублей — в разных банках тарифы отличаются, а часть банков вообще не берет за это деньги.

При регистрации ООО, помимо заявления и квитанции об уплате госпошлины, нужны устав и решение о создании компании. Если регистрировать ООО через сайт налоговой службы, то там уже предусмотрены типовые формы устава и решения о создании компании. Также эти документы можно посмотреть и скачать на сервисе регистрации regberry.ru.

Сервисы для регистрации ИП и ООО на сайте налоговой службы:

  • Заплатить госпошлину или заполнить квитанцию на ее уплату можно здесь (по ссылке вы встретите сокращение ЮЛ — оно означает «юридическое лицо», то есть «компания»).

  • Подать документы на регистрацию ИП или ООО в электронном виде можно здесь.

Но я все же рекомендую не регистрировать ИП или ООО самостоятельно, а обратиться к юристу. Существует много нюансов, в которых можно сделать ошибку. Например, использовать шаблон устава, который не учитывает специфику бизнеса, или подобрать неточные коды для деятельности. Или вы потратите слишком много времени, чтобы во всем разобраться.

Например, в моем городе рядом с налоговой инспекцией есть компания, в которой все документы по ИП заполняют за 200 рублей, после чего остается только самому подать их на регистрацию.

Если все документы в порядке, ИП или ООО зарегистрируют и через 3–5 рабочих дней в налоговой инспекции вам или вашему представителю по доверенности выдадут:

  • Для ИП — лист записи в госреестр предпринимателей (ЕГРИП), уведомление о постановке на учет в налоговой как ИП и свидетельство о присвоении вам ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), если вы не получали его ранее.

  • Для ООО — лист записи в госреестр компаний (ЕГРЮЛ), устав вашей компании с печатью налоговой и свидетельство о постановке вашей компании на учет в налоговой инспекции.

На какой адрес регистрировать ИП и ООО

Бизнес должен быть зарегистрирован по какому-то адресу. Этот адрес указывается потом в разных документах и отчетности, а налоговая инспекция, другие госорганы и контрагенты могут по нему найти вас или вашу компанию, а также отправить документы.

  • Регистрируясь как ИП, вы должны указать таким адресом свою прописку по паспорту.

  • ООО можно зарегистрировать как по вашей прописке, так и по адресу, где арендуете помещение для ведения бизнеса.

Имейте в виду, что при регистрации юридического адреса ООО по своей прописке есть ряд ограничений:

  • вы должны быть собственником этого жилого помещения;
  • если собственников несколько, то от каждого из них вам надо получить согласие в свободной письменной форме;
  • если помещение не принадлежит вам, то такое согласие вам надо получить от его собственника.

Если вы взяли помещение для бизнеса в аренду, то вам надо принести в налоговую гарантийное письмо от собственника.

Понравилась статья? Поделитесь:

Оставить комментарий

Войти через loginza